Подбор персонала в организации, ресурсы и факторы мотивации – как они обусловлены корпоративной культурой и её различиями у муниципальных и коммерческих предприятий.
Первое, что нужно отметить: вне зависимости от того, является ли организация коммерческой фирмой или муниципальным предприятием, сам процесс подбора сотрудников в обоих случаях практически одинаков. Этот процесс состоит из ряда этапов, который схематически выражается в виде «воронки подбора персонала».
Говоря об отличиях подбора персонала в организации муниципального сектора от коммерческого рекрутинга, можно выделить два базовых принципа — восполнения и пополнения:
Для задачи восполнения штата сотрудники кадровой службы чаще используют собственные, также называемые внутренними, ресурсы. К таковым относятся: кадровый резерв, архив резюме, а также сайт и социальные сети организации, или другие средства массовой коммуникации, если таковые имеются. Пользуются такими ресурсам как коммерческие, так и муниципальные организации. Помимо этого муниципальные организации чаще обращаются к специализированным государственным ресурсам.
Как отмечают эксперты, внутренний подбор хорошо влияет на мотивацию сотрудников. Если они знают, что при наличии интересной вакансии поиск кандидата в первую очередь будет происходить внутри организации, то это мотивирует их к более качественному выполнению своих обязанностей.
Муниципальные организации более склонны использовать внутренние ресурсы при подборе персонала, в частности, и потому, что это заметно более экономный способ. Однако при внутреннем подборе подходящих кандидатов, как правило, не так уж много. То есть, в перспективе срочного закрытия большого числа вакансий такой способ проигрывает внешним инструментам подбора.
Поскольку организации муниципального сектора заинтересованы в том, чтобы их сотрудники обеспечивали эффективное выполнение государственных и общественных функций, а также соблюдение законодательства и нормативов, критерии подбора персонала в них отличаются от коммерческих фирм большим акцентом на формальностях. Если коммерческая фирма выделяет среди кандидатов тех, кто обладает:
то для муниципальной организации более важны:
Также в методических работах, посвящённых вопросам государственной службы, обозначается ещё и такой параметр, как «способность работать в государственных структурах».Под этим понимается знание принципов работы государственных и муниципальных органов, личная дисциплинированность и способность адаптироваться к требованиям руководства и в целом «готовность к соблюдению правил и процедур, установленных для государственных и муниципальных служащих».
Важным отличием являются также законодательные и нормативные ограничения. Подбор персонала во многие муниципальные организации может быть в большей степени определён официальными документами, регулирующими государственную службу. Коммерческие фирмы, безусловно, тоже действуют в рамках законодательства, но не имеют таких строгих ограничений, как муниципальные организации.
В связи с наличием специализированных нормативных требований, процедуры подбора персонала в муниципальные организации чаще бывают более формализованными и регламентированными, с учётом требований законодательства о государственной службе. В коммерческих организациях эти процессы могут быть более гибкими и адаптированными под конкретные потребности компании.
А в виду описанного выше различия между обеспечением функционирования и достижением результативности возникает и различие в мотивирующих факторах, на которых делают акцент работодатели.
Коммерческие фирмы, как правило, заявляют о возможности финансовой выгоды, карьерного роста и других вариантов личного и профессионального развития в рамках бизнес-интересов компании.
В объявлениях о вакансиях в муниципальной организации фактором мотивации чаще становится надёжность рабочего места и стабильность зарплаты, а также социальные гарантии.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что основным отличием подбора персонала в организацию муниципального или коммерческого сектора выступает корпоративная культура. Некоторые вопросы, связанные с корпоративной культурой и мотивацией труда мы рассматривали в других статьях нашего блога, например, здесь.
Понимая эту разницу, специалисты Кадрового агентства «Департамента Ф53» способны обеспечить качественный поиск и подбор сотрудников для вашей организации в любом регионе России и СНГ. Мы готовы обрабатывать до 20 000 лидов в день для наших заказчиков и гарантировать, что 80-90% из них будут полностью соответствовать вашим требованиям.
В этой статье рассмотрим один и полезных инструментов тестирования кандидатов в процессе подбора персонала. Понятие «локус контроля» впервые прозвучало в научной литературе в 1966 году, но очень быстро стало общепринятым международным термином. Современная российская психологическая наука использует его уже очень давно, к тому же термин стал проникать в другие направления профессиональной деятельности, в частности, в […]
Что является залогом соответствия цены и качества услуг кадрового агентства? В чём заложен капитал, обеспечивающий его надёжность? В этой статье кратко ответим на эти и некоторые другие вопросы. Тендер вам поможет — обычно такой совет дают работодателям, которые выбирают кадровое агентство для массового подбора персонала. Однако у тендеров есть неприглядная обратная сторона — параметр «цена […]
В этой статье разберём образец популярных гайд-листов по HR-практике, предлагающих «нестандартные решения». Этот гайд-лист написан автором телеграм-канала HR-Гид @VarshavinaHR. В нём ярко отражается набирающая популярность тенденция — давать «смелые советы». Характерная особенность таких советов: они как бы идут в разрез с привычным, хрестоматийным подходом и даже, порой, прямо противоречат ему. Сразу видно, что это не […]
В этой статье рассмотрим основные принципы, которые следует учесть работодателю при подборе сотрудников для работы в онлайн-команде. Вот уже более 5 лет российские предприятия активно используют режим «удалённого рабочего места», в просторечии называемого удалённой работой или «удалёнкой». По последним данным исследований, 48% российских компаний ввели у себя либо удаленный, либо гибридный формат работы. Это значит, […]