Долгосрочная кадровая стратегия не может строиться без учёта психологических особенностей типичных представителей нового поколения. Каковы они — расскажем в этой статье.
В обиходный язык слово «зумеры» проникло из социологии благодаря популярности теории Нейла Хоу и Вильяма Штрауса. Хотя эта теория довольно спорна, всё же её основные положения разошлись в медиа и сейчас их можно обобщить так:
Вот как это выглядит в очень кратком изложении:
Для полноты картины следует упомянуть, что уже появился термин и для самого нового поколения. Альфа— так их назвал, развивая теорию Нейла Хоу и Вильяма Штрауса, австралийский социолог Марк Маккриндл: их детство и юность практически завершились уже в нашу эпоху торжества высоких технологий, а также новейшего мирового кризиса и дестабилизации. Типичным представителям сейчас, в 2025 году, по 15-16 лет, и об их характерных личностных чертах социологи будут судить позже. Представители поколения Альфа ещё только готовятся вступить в самостоятельную взрослую жизнь. Соответственно, в вопросах кадровой стратегии говорить о них пока рано.
Довольно символично, что забавное слово zoomer, придуманное как игра с заменой буквы в устоявшемся термине boomer, обозначающем людей поколения послевоенного бэби-бума в США, созвучно русскому разговорному слову «зуммер», заимствованному из немецкого языка для обозначения сигнала какого-либо электронного устройства.
Едва ли кому-то сейчас нужно объяснять, что долгосрочная кадровая стратегия не может строиться без учёта психологических особенностей нового поколения. И вот здесь для HR-профессионала срабатывает зуммер, сигнализирующий «они другие!». Методы, отработанные на поколении Икс и более или менее успешно приспособленные к миллениалам, в применении к зумерам работают плохо или не работают совсем.
Уже простое сопоставление обозначенных выше характеристик двух поколений, бумеров и зумеров, показывает их практическую несовместимость:
Социологическое исследование молодых россиян, опубликованное русской версией Forbs в 2024 году, даёт ещё более живописную картину. Исследователи поставили перед собой цель выяснить, что настораживает зумеров в условиях предлагаемых им вакансиях и даже заставляет отказаться от оффера.
Исследование показало несколько наиболее значимых из таких факторов:
Также молодых людей «напрягает», когда рекрутеры не спрашивают об ожиданиях соискателей, и при этом не могут понятно объяснить принципы корпоративной культуры организации.
Как было сказано выше, зумеров отличает повышенное внимание к вопросам личного комфорта. В исследовании это отразилось в том, что:
Понятно, что эти данные вполне можно «перевернуть» и сказать, что более 60% молодых людей согласны работать в любом месте, 67% не смотрят на размер зарплаты и объём работы, 75% готовы к строгому дресс-коду и 80% не имеют ничего против обычной конторской занятости. И это относится к столичной молодёжи. В провинции зумеры, наверняка, менее придирчивы, хотя это не точно.
Техническая «продвинутость» молодёжи также проявляется не только в их отношении к тому, что предлагают им работодатели, но также и к атрибутам виртуального общения. Более половины участников исследования оказались довольно придирчивы к аватаркам рекрутеров или нанимающих менеджеров в социальных сетях и мессенджерах, их отсутствие или выбор каких-то шаблонных изображений зумеров настораживает. Четверть опрошенных чувствительны к стилю общения, в частности, к избытку эмодзи или написанию «Вы» с заглавной буквы.И то, и другое им кажется неуместным.
И, наконец, вполне ожидаемо, что почти две трети зумеров ищут информацию о работодателе в интернете, половина читает отзывы сотрудников, в особенности обращая внимание на негативные — ровно такой же подход используется на маркетплейсах. Вообще, «быть современным» для работодателя означает обладать существенным преимуществом в глазах самых молодых кандидатов на вакансии.
Перечисленные выше особенности «душевного устройства» современных молодых людей, так не похожих на родителей своих родителей — конечно же, не догма. Однако они вполне очевидны и не считаться с этим может лишь тот работодатель, что полностью ориентируется на категорию 45+.
В любом другом случае, происходит ли устройство на работу через кадровое агентство или напрямую, учёт и определённая подстройка под целевую аудиторию просто необходима. Как именно производить такую подстройку? Вам помогут в этом разобратьсянаши специалисты. Мы готовы общаться в мессенжерах Whatsapp и Telegram.
В этой статье рассмотрим один и полезных инструментов тестирования кандидатов в процессе подбора персонала. Понятие «локус контроля» впервые прозвучало в научной литературе в 1966 году, но очень быстро стало общепринятым международным термином. Современная российская психологическая наука использует его уже очень давно, к тому же термин стал проникать в другие направления профессиональной деятельности, в частности, в […]
Что является залогом соответствия цены и качества услуг кадрового агентства? В чём заложен капитал, обеспечивающий его надёжность? В этой статье кратко ответим на эти и некоторые другие вопросы. Тендер вам поможет — обычно такой совет дают работодателям, которые выбирают кадровое агентство для массового подбора персонала. Однако у тендеров есть неприглядная обратная сторона — параметр «цена […]
В этой статье разберём образец популярных гайд-листов по HR-практике, предлагающих «нестандартные решения». Этот гайд-лист написан автором телеграм-канала HR-Гид @VarshavinaHR. В нём ярко отражается набирающая популярность тенденция — давать «смелые советы». Характерная особенность таких советов: они как бы идут в разрез с привычным, хрестоматийным подходом и даже, порой, прямо противоречат ему. Сразу видно, что это не […]
В этой статье рассмотрим основные принципы, которые следует учесть работодателю при подборе сотрудников для работы в онлайн-команде. Вот уже более 5 лет российские предприятия активно используют режим «удалённого рабочего места», в просторечии называемого удалённой работой или «удалёнкой». По последним данным исследований, 48% российских компаний ввели у себя либо удаленный, либо гибридный формат работы. Это значит, […]